ГУФ Don, к сожалению, сейчас я не смогу подробно и аргументированно ответить на ваши вопросы, однако, скопилось довольно много узловых моментов, которые, на мой взгляд, требуют комментариев.
1. К вопросу -- движутся ли ионы во всем объеме раствора.
Да, несомненно, перемещаются! И не в результате броуновского движения, как утверждает автор приведенной ГУФом xVr статьи, а в результате неких электрических сил, благодаря которым, собственно и идет ток в любых проводниках, независимо от типа переносчиков заряда. В свое время, я не дал себе труда разобраться в тонкостях теоретических аспектов возникновения эл. тока, тогда, да и сейчас, мне представляется эта задача чисто умозрительной.
Возможно, действительно, ток ВСЕГДА возникает вследствие ТОЛЬКО лишь воздействия электростатического поля, однако, лично у меня есть сомнения: представьте провод длиной 10 метров на концах которого создана разность потенциалов в 1 вольт. Естественно ток по этому проводу сразу же и пойдет, причем, если провод довольно толстый и с малым сопротивлением, для примера 0,1 ома, то ток, по закону Ома (это святое!), получится величиной в 10 ампер!
А теперь прикиньте величину напряженности электростатического поля от точечного заряда величиной 1 вольт на расстоянии 10 метров! Это же практически не регистрируемая величина! Можно, конечно, поморочиться с волновым импульсом идущим со скоростью света и использующим объем проводника как волновод, но там могут возникнуть свои заморочки при рассмотрении прохождения тока в жидкостях и вообще в неоднордных средах.
Для себя, я остановился на том, что эл. ток возникает примерно со скоростью света, в любых проводящих средах, между точками имеющими разность потенциалов. (Двойной электорослой (ДЭС) -- не в счет!)
В металлах (где кристаллическая решетка не позволяет атомам вещества перемещаться) существует только электронная проводимость, в растворах же, где ионы вещества (ионы -- это атомы плюс неполные электронные оболочки) могут свободно гулять по объему проводника, а электроны, наоборот очень быстро связываются -- возможна только ионная проводимость. Т.е. в металлах переносчиками заряда являются электроны, а в электролитах -- ионы.
Но это все лирика -- я просто хотел обозначить предел собственной компетентности.
Теперь по существу.
Во втором абзаце упомянутой статьи, там, где автор считает общую энергию приэлектродного слоя, допущены грубые методологические ошибки, реально эта энергия очень маленькая, ни о каких гигаваттах не может быть и речи (в принципе, можно будет детально рассмотреть, что он там вытворяет, только не сейчас). Это, в свою очередь, выбивает почву из-под вывода в конце этого абзаца: _энергии в приэлектродном пространстве категорически не хватит для того, чтобы поддерживать сколько-нибудь значимую величину тока, не задействуя ионы во всем объеме электролита_. Все эти ДЭС хорошо рассматривать когда внешнее напряжение сопоставимо с суммарной величиной двух ДЭС от каждого электода, когда же оно заметно выше (хотя бы на 1 вольт!) ток начинает идти через электролит насквозь -- от одного электрода к другому.
Вот! Будем считать, что я разгромил означенную статью, не оставив от нее камня на камне!
А знаете, самое занятное, что это нам абсолютно ничего не дает! Все вышеприведенные аргументы, как мои, так и автора статьи, применимы _только для однородных растворов_! Человеческий же организм, что угодно, но только не однородный раствор! И электрический ток протекая по пути _наименьшего_ сопротивления может пойти, например, по межклеточной жидкости или, частично, по нервным волокнам. Те ужасы, которые вы описывали про смещенные митохондрии и ядра клеток, при наших токах совершенно исключены -- здесь на пути тока встанут мембранные барьеры. Они хоть и небольшие, но если посмотреть сколько клеток стоит на пути прохождения тока, думаю, что и при напряжении на порядок больше нашего (например, 100 вольт), нам не удастся преодолеть суммарный клеточный мембранный потенциал. Так, что в нашем случае, путь протекания тока в организме, может оказаться очень не очевидным.
2. Удалось, наконец, детально разобраться с принципом работы предшесвенника нашего Аксона-02 -- аппаратом Аксон-01. Судя по описанию, блок-схеме, и даже внешнему виду, стало понятно, что этот аппарат расчитан на снятие импульсов пробоя при подаче _только_ отрицательного напряжения на иглу. На корпусе нет переключателя полярности, только выключатель питания.
Что касается цитаты из ГрунинаВК, то я ее неверно интерпретировал, речь шла о том, что собственно импульсы возникающие при пробое могут отклоняться от среднего значения (на данный момент -- напряжение-то падает) как в положительную, так и в отрицательную сторону. Авторами предполагалось использовать преобладание положительных или отрицательных импульсов как диагностический признак.
Судя по тому, что в конструкцию заложена возможность детального анализа импульсов вплоть до спектрального анализа на внешней аппаратуре, разработчики довольно плотно занимались изучением возникающих при пробое импульсов. Поэтому, мне кажется, было бы легкомысенно предполагать, что подавать плюс на иглу они просто не догадались или же у них не дошли руки. Скорее они отказались от использования плюса вполне сознательно, из-за малой информативности протекающих в этом случае процессов.
Отсюда получается забавное следствие: один из четырех режимов работы -- а именно -- первый режим при плюсе на иголке -- это бутафория. Так получилось из-за введения второго режима, для которого нужен и плюс и минус, они просто не стали блокировать переключатель полярности при работе в первом режиме..
3.
#p98686,Don написал(а):В течение первой мин стрелка не шевелится. Еще через 2 мин стрелка отклонилась до ~3 µА. Держу еще 1 мин,(всего 4 мин) – стрелка не движется, стоит. Ровно в 4 мин включил удвоение, стрелка отклонилась до ~9 µА. Держу еще 1 мин – без изменений. Таким образом я в течение 5 мин подавал на точку «плюс».
Спасибо за подробное описание, становится понятна динамика процесса. Если учитывать разброс в трех описанных вами примерах, то получится довольно точное совпадение с моими данными. Особенно стоит отметить, что при водействии плюсом, ток всегда был значительно меньше, чем после пробоя минусом, и держался при этом относительно стабильно.
После пробоя минусом, при переполюсовке, плюсовой ток тоже был значительно выше и приближался к минусовому. Возрастание плюсового тока пока не наблюдал (время -- окооло минуты).
Получается, что мой организм реагирует на плюс так же как и ваш.
С обнаружением пульсаций возникли технологические трудности, будем думать как их обойти. Пока достоверность измерений слишком низка.